СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Сахалинская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаМестные отделенияДепутатыФото/ВидеоГазетаКонтакты

Область высоких рисков

31 мая 2022

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ требует вернуть Сахалину доходы от СРП. России объявлена глобальная экономическая война. Мы, конечно, выдержим, не впервой. Но нужно признать – будет непросто. Это в первую очередь означает, что время "роскоши" закончилось – пришла пора считать и правильно распределять каждый бюджетный рубль. А вот с этим на Сахалине и Курилах традиционно плохо.

Нам непрерывно внушают, что регион буквально купается в деньгах, нам завидует вся страна. Действительно, с 2015 года через областной бюджет прошло более триллиона рублей. Вот только в столице "богатейшего нефтегазового региона" рейсовые автобусы продолжают тонуть в грязи... Как говорится, где деньги, Зин?

БЮДЖЕТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Финансовое благополучие Сахалинской области построено на особой системе взаимоотношений нефти и рубля. Основные доходы в казну региона стабильно приносит Соглашение о разделе продукции (СРП), которое распространяется на проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Но эта стабильность – иллюзия. На самом деле финансовая самодостаточность региона целиком зависит от ситуации на мировых рынках нефти, а к её стоимости привязан и добываемый на острове газ.

Эти рынки непредсказуемы, особенно сейчас. Вспомните, как весной 2020 года цена на нефть ушла в минус, и бюджет Сахалинской области рухнул на треть. То есть на 50 миллиардов рублей. В первом квартале этого года добыча сократилась на 12,8%. Региону грозит серьезный финансовый кризис. Наша задача – его предотвратить.

"ЛИШНИЕ" ДЕНЬГИ

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ уверена: необходимо вернуться к прежней пропорции в распределении налога на прибыль от СРП между областью и федеральным центром.

С 2018 года регион получает лишь 25% этого налога вместо прежних 75%. Областной бюджет лишился почти 50 миллиардов рублей под предлогом, что Сахалин просто не сможет освоить эти деньги – лучше отдать их в федеральную казну, а при необходимости вернуть региону в виде субсидий и субвенций. Но этих денег мы так и не увидели.

А их было на что потратить! Взять хотя бы магистраль Южно-Сахалинск – Оха. Эта единственная автодорога, соединяющая юг и север острова, до сих пор пребывает, что называется, в "грунтовом исполнении". В распутицу проехать по ней можно только на вездеходах.

Но строить нормальные дороги, видимо, слишком дорого, поэтому год назад появилась другая идея – развивать морское и авиасообщение. Вот только самолеты и пароходы слишком зависят от хорошей погоды. А с ней на Сахалине напряжёнка. То туман, то циклон, то многомесячные льды. Единственным надёжным средством транспортного сообщения на островах остаются дороги. Но их нет.

КОГДА "ЗАКОНЧИТСЯ" ШЕЛЬФ

В нашем "богатом" регионе как грибы после дождя плодятся долгострои, чьё финансирование шло из областного бюджета. Работы начинали в сытый год. Но затем из-за колебаний и кризисов на нефтегазовом рынке доходы казны падали и приходилось экономить.

Что делать, когда пояса придется затягивать ещё туже, а возврата денег так и не будет?

Долгосрочные перспективы региона тоже туманны – что станет с областью, когда запасы нефти и газа будут исчерпаны? Планы озвучивались грандиозные. Например, сделать Сахалин точкой разворота Северного морского пути и зарабатывать на этом деньги. Только вот кто, что и куда сейчас повезет?

Или ещё один вариант – силами зарубежных инвесторов построить водородные заводы и продавать чистое топливо Японии. Но будет ли Япония сейчас его покупать?

Впрочем, будущее пока не наступило. А очевидные проблемы сегодняшнего дня почему-то вообще выпадают из поля зрения чиновников.

Например, объявлено о создании Южно-Сахалинской городской агломерации, которая на самом деле может появиться только естественным путем. Южно-Сахалинск, Корсаков, Долинск и Анива постепенно разрастаются и сливаются в одно целое. Но здесь сразу встает вопрос о восстановлении автодороги Дачное-Анива, без которой транспортная инфраструктура будущей агломерации невозможна. И тут власти делают удивленные глаза.

Поэтому возврат средств от СРП на Сахалин – это не единственная задача, которая сегодня стоит перед регионом. Не менее важно грамотно распределять эти деньги. Чтобы не получилось так, что все финансовые ресурсы области уходят не туда, где они по-настоящему нужны.

ИСТОРИЯ СРП

Соглашение о разделе продукции в 1995 году под влиянием США подписал Борис Ельцин. "Благодаря" этому документу 264 крупных российских месторождения природных ресурсов попали в международную юрисдикцию. Право собственности на них оставалось за нашей страной, а добычу вели зарубежные компании. Россия должна была получать часть прибыли, но лишь после возмещения инвесторами своих затрат.

По факту все доходы от разработки месторождений утекали за границу, Россия на протяжении почти десятилетия не получала от добычи своих нефти и газа практически ничего.

Вернуть стране контроль в нефтегазовом секторе сумел только Владимир Путин. К 2004 году в СРП внесли ряд поправок, которые возвратили почти все месторождения в российскую юрисдикцию. Лишь проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" по-прежнему действуют на условиях Соглашения.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Сахалинской области

© 2006-2024