Цифровая бюрократия
03 апреля 2022
Почему льгот на Сахалине много, а получить их так трудно?
Сахалинцам грех жаловаться на социальную незащищенность. Пакет льгот и выплат для жителей островного региона сегодня включает свыше 200 мер поддержки. Больше всего пособий положено семьям с детьми. Но пока родители собирают необходимые документы, дети иногда успевают вырасти и завести своих детей.
С оформлением федеральных пособий проще. Заявку на их получение можно подать через портал Госуслуг и сайт ПФР. Некоторые выплаты и вовсе назначаются автоматически – например, единовременное пособие при рождении ребенка. А вот получить региональные и муниципальные льготы – это уже задачка, что называется, "со звездочкой".
В эпоху, когда вся страна учится, покупает товары и даже лечится через интернет, сахалинцы с огромным трудом выбивают законные выплаты из бюрократической машины.
Для оформления хотя бы одного скромного пособия приходится собирать так много бумажек, что порой островитяне в отчаянии бросают эту затею.
Квест для беременных
2 433 рубля – за такую сумму пришлось буквально сражаться Юлии Красниковой* из Южно-Сахалинска, когда она готовилась стать мамой.
Ежемесячное пособие на дополнительное питание беременных назначают муниципальные органы соцзащиты.
"В отделение Южно-Сахалинска я звонила раз пятьдесят, но там так и не взяли трубку, – рассказывает Юлия. – Очный приём в ведомстве – только по предварительной записи. Талонов мало, очередь к специалистам расписана на два месяца вперед".
Молодая женщина безуспешно искала форму подачи заявления в интернете, пыталась выяснить подробности через новый call-центр областного министерства соцзащиты. Не без труда она всё-таки обнаружила региональный аналог Госуслуг.
"На этом сайте очень неудобный поиск, еле нашла нужный раздел, – вспоминает Юлия. – Заполнила электронную форму. К ней необходимо было прикрепить копии целой пачки документов, в том числе некое заявление. Где взять его образец, не смогли объяснить даже в call-центре.
Через несколько дней Юлия получила уведомление об отказе в выплате из-за неполного пакета документов. Но островитянка решила идти до конца и обратилась в СМИ. Как только история стала достоянием общественности, ситуация резко изменилась.
"Буквально на следующий день меня пригласили на приём, оформили пособие, а через пару недель и деньги зачислили, – рассказывает сахалинка. – Получается, что решить проблемы такого характера можно только с участием прессы?"
*(фамилия изменена по просьбе девушки – прим. ред.)
Ведомств много – толку мало
Трудности в получении пособий – одна из самых горячих тем в родительских чатах и на женских форумах.
Сахалинцы караулят, когда заветные талоны выложат на сайт соцзащиты региона. Их расхватывают за считаные минуты.
Многие островитяне считают идеальным вариантом перенос процедуры оформления пособий в МФЦ, где много окон и очереди движутся быстро. Но и это не решит проблемы в полной мере.
"МФЦ перестали оформлять часть пособий, потому что их выплату перевели в Пенсионный фонд, – рассказывает сахалинская мама Анна Синельникова. – По некоторым другим льготам возникли проблемы с программным обеспечением. К тому же перечень услуг МФЦ урезали из-за коронавируса, чтобы сократить поток людей.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ предлагает выход из бюрократического коллапса.
Пора создать единый региональный портал, который объединит все социальные услуги Сахалинской области и облегчит жизнь получателям выплат – от молодых мам до пенсионеров и инвалидов.
Образцом для подражания может стать аналогичный сайт Южно-Сахалинска. Он работает уже не один год и позволяет в режиме онлайн оформить не только муниципальные, но даже часть региональных выплат. Однако пособий на Сахалине и Курилах намного больше. На создание единого портала потребуется время. Но за удобный и рабочий инструмент социальной помощи скажет спасибо не одно поколение льготников.
Пока же бюрократия в отдельно взятой структуре не только адаптировалась к цифровой эре, но и прихватила в электронное будущее свои старые грехи – формализм и равнодушие.
Нина Ланкина, региональный представитель Центра защиты прав граждан Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Сахалинской области:
"Не хватает простого человеческого отношения: внимания, сочувствия, доброты. Иногда чтобы помочь человеку, достаточно захотеть. По опыту своей работы в фонде "Центр защиты прав граждан" могу заверить, что почти любой вопрос можно решить очень быстро, без отписок и отказов. Но для этого нужно оставаться людьми".